Ведомости
Особенности национальной охоты за грантами и субсидиями государства
Четыре рекомендации претендентам на деньги государства

19 февраля 2020
Наталья Торик, основатель проекта Progrant, эксперт АНО «Цифровая экономика»
Почти в каждом докладе институтов развития, министерств и ведомств звучат фразы: «Бизнес путается в разнообразных мерах поддержки», «Мы потратили на информирование предпринимателей о мерах поддержки огромный бюджет», «Мы уже начали разрабатывать единую информационную систему, объединяющую все меры государственной поддержки».

Предпринимателям же мало дела до этих заявлений – у них конкретные потребности: чтобы им дали субсидию или льготный кредит, оплатили участие в выставках в Китае, компенсировали хотя бы часть затрат на разработки. Они не верят, что институты развития им будут в этом полезны.

Тем не менее обращаться за господдержкой можно и нужно. Вот несколько рекомендаций для претендентов на деньги от государства, составленных на основе анализа более 1000 проектов.
1. Нужно быть предельно внимательным
К подготовке заявки на конкурс любого гранта или субсидии, как к охоте, необходимо относиться педантично. Более 50% проектов отсеивается по формальным признакам. Речь идет о списке требований, которые необходимо соблюсти, причем безоговорочно и полностью. Требования в большинстве случаев примитивны: заверение бизнес-плана подписью руководителя, сшивка документов, предоставление документов строго по списку, приложение справки об отсутствии налоговой задолженности и т. п.

90% отказов в приеме заявки происходят именно из-за невнимательности сотрудника, ответственного за подготовку пакета документов. Формальные требования описаны в нормативно-правовых актах, и, каким бы гениальным ни был проект, никто не даст разрешения не соблюдать требования, зафиксированные в конкурсной документации, – даже чиновник, отвечающий за исполнение программы поддержки. Иначе у него самого при проверке Счетной палатой возникнут проблемы. Вывод – надо доверить сбор пакета документов человеку ответственному и педантичному.
.. предпринимателям придется приложить усилия – готовить отчетность, выполнять показатели эффективности ..
2. Нужна точность до копейки
Государственная бюджетная система – единственное место, где копейка является очень значимой денежной единицей. В нашей практике было множество случаев, когда при формировании справки от налогового органа на определенную дату автоматически начислялась задолженность, например, по НДС в одну или несколько копеек. И все. Никакой лоббизм и воззвания к здравому смыслу не принимаются в качестве аргументов. Даже если на кону сотни миллионов рублей и год реализации проекта.

Поэтому имеет смысл дать распоряжение бухгалтеру всегда делать небольшую переплату по налогам, чтобы не допустить подобной ситуации. Это гораздо проще, чем потом безрезультатно обвинять всех чиновников в бюрократизме.
3. Прежде чем ввязываться в участие, следует продумать пути отхода
Это как опытные охотники, собираясь зайти далеко в болото, берут на заметку ориентиры, чтобы не заблудиться.

Среди получателей господдержки есть группа людей, которые активно зарабатывают на невозвратных деньгах, – их называют грантоедами. Их подход таков: «Напишем кучу бумаг и где-нибудь что-нибудь да получим». В последние годы поле для пустышек-грантоедов заметно сузилось. До финиша в большинстве случаев доходят только компании со стабильной выручкой, опытом реализации аналогичных проектов, материально-технической базой и квалифицированной командой.

Часто предприниматели путают систему субсидий и грантов с системой госзакупок. Это разные вещи. Главный документ при получении господдержки – контракт с институтом развития, в котором перечислены все обязательства. Грант получил, деньги потратил, а результата нет? Объясняй причины или возвращай деньги. Не придется возвращать средства, полученные по программам поддержки только при условии выполнения основных ковенантов, указанных в конкурсной заявке по проекту. Если вы вовремя сделали все то, что обещали в конкурсной документации, израсходовали деньги на то, на что и обещали, и проект в конце концов запускается, есть все шансы на долгосрочную дружбу с государством. Но лучше всего еще на этапе подготовки к участию в конкурсе оценить реальность показателей проекта и сроки реализации.
4. Позаботьтесь о красивом и убедительном оформлении проекта
Это как выходить на охоту на селезня с подсадной уткой. Предприниматели часто боятся, что им придется сдавать кучу отчетности по полученной господдержке: «Мы закопаемся в бумагах!» Да, риск есть. Если они и сейчас не могут разобраться с документацией по другим сферам деятельности своего предприятия, обращаться за господдержкой не стоит. Сотрудники институтов развития, министерств и ведомств узнают о реализации вашего проекта только из документов – мысли читать они пока еще не умеют. От качества документального описания и подтверждающих фактов зависит представление чиновников о ходе реализации проекта. Визуальные средства воздействия отлично работают. Можно подключить креативного сотрудника, который и фотографии оборудования красивые вставит, и отзывы покупателей продукции приложит.

Итак, предпринимателям придется приложить усилия – готовить отчетность, выполнять показатели эффективности. Но в награду они получат доступ к выгодному финансовому ресурсу и множество сопутствующих выгод сотрудничества с государством.
Оригинал статьи https://www.vedomosti.ru/management/blogs/2020/02/18/823348-osobennosti-natsionalnoi