Как только проект «выходит в свет» в поисках государственных инвестиций, отовсюду начинают поступать предложения, подкупающие своей новизной. «Консультанты из стеклянных башен» сменяются «решалами» и «псевдолоббистами». Через полгода я даже ввела во внутренний обиход собственную классификацию активных посредников. Вот вам несколько ярких типажей.
«Приближенные». Характерное поведение: жонглирование фамилиями. Может даже показать совместные фото с лицами, принимающими решения, десятилетней давности. Чаще всего дистанция от этого самого лица не сильно короткая, что-то типа «зять родного брата», «друг лечащего врача» или «жена однокурсника».
«Бывшие». Общение с ними превращается в уроки истории в старших классах или устные мемуары. Ключевые слова «было время….», «помните нашумевший документ? так это я его разрабатывал», «помню, сидим за столом с господином Х, а он мне говорит…» На вторую встречу с этим типом посредников чаще всего приходит представитель неизвестной консалтинговой компании, предлагающий «сопутствующие товары»: юридическое сопровождение сделки или оформление пакета документов. К слову, никого из этого типа посредников не устраивает имеющийся у вас пакет документов, каким бы красивым во всех смыслах он ни был. Аргумент один: «Мы отвечаем только за свои бумаги. Так что будьте любезны, оплатите на наш счет аванс за оформление пакета документов в $20 000... или хотя бы 5».
«Спикеры». Очень медийные люди. У них, в отличие от предыдущих, есть свеженькие фотографии с лицами, принимающими решение. В социальных сетях, что ни день, то деловое мероприятие с их участием. Иногда они даже сидят в президиуме. На сообщение в мессенджере отвечают не чаще раза в сутки, самая распространенная смс от этих людей «не могу говорить, на совещании». При мимолетной встрече они бегло полушепотом презентуют список своих обновленных возможностей, близость с сильными мира всего — и все это на первом и даже на втором этапе общения кажется сильно убедительным. Ты говоришь: «Ок. Отличное предложение. Бежим вместе!». А он не может. У него же завтра очередное мероприятие, где он спикер. А потом закрытый прием или презентация изменений в дорожную карту…
Есть еще очень симпатичный тип посредников, но со мной им оказалось особенно сложно, так как их целевая аудитория определяется гендерным признаком. Я назвала их «Бизнес-музами», точнее, одна из таких дам сама так себя мне представила. Не глупые, часто красивые женщины, с хорошим образованием и развитым кругозором, продают услугу «подвести и представить». Приятная процедура, но не сильно эффективная в контексте работы с госпрограммами и субсидиями.